адрес: 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, 21
факс: (4922) 36-16-32
zsvo@zsvo.ru

История
Историческая справка 


История становления и развития представительной власти на территории Владимирского края (1866 – 2012г.г.)

           История народовластия на Владимирской земле началась с Владимирского губернского земского собрания, впервые собравшегося 21 мая 1866 года в здании Дворянского собрания во Владимире. Председателем собрания был губернский предводитель дворянства Михаил Ильич Огарев. В первом заседании участвовали 73 человека, в числе 70 гласных было: 48 дворян и чиновников, 11 купцов и почетных граждан, 1 священник и 5 крестьян. Только за 25 лет существования земства около 2 тысяч человек в губернии приобрели опыт работы по решению местных хозяйственных и культурных проблем. Начали работу владимирские законодатели в соответствии с “Положением” от 1 января 1864 года, которое не разграничивало точно круг деятельности земских и правительственных учреждений, поэтому между ними возникали споры и разногласия в различных сферах местного управления. Земства стремились выйти за узкие рамки чисто хозяйственных интересов, получить необходимые властные полномочия. Многочисленные ходатайства земств касались практически всех вопросов местного управления. Так, Владимирское земство инициировало изменение закона, ограничивающего право земства облагать сборами торговые и промышленные заведения.  

 

В 1872 году Владимирское губернское собрание для реализации своего плана по введению в губернии обязательного начального образования ходатайствовало перед правительством о взимании дополнительного акцизного сбора (по 1 копейке с градуса спирта) в пользу земства, добивалось права контролировать институт мировых посредников, производство и продажу питий, поставило перед правительством вопрос о проведении общеземского съезда. Владимирское земство пыталось расширить свои полномочия в сфере управления местной медициной. Оно ходатайствовало о введении в губернии и уездах обязательной прививки населения от оспы, о предоставлении земским врачам всех преимуществ государственных служащих. Земство неоднократно направляло правительству ходатайства о предоставлении ему более широких прав в деле народного образования. В 1866–1890 годы Владимирское земство занимало устойчивые позиции. В 1890 году его бюджет вырос примерно в 2,3 раза (1450 руб.) и имел в целом тенденцию к постепенному увеличению. С начала 1870-х годов происходит становление и развитие земской медицины. Возрастает численность врачей и обслуживающего персонала. Заслуга Владимирского земства в сфере здравоохранения очевидна. Им впервые в истории губернии была создана целостная система здравоохранения.   

После Февральской революции 1917 года были расширены права земств в области руководства народным образованием. Им было передано заведование и школьным делом. К новым функциям земств отнесли и управление милицией.
         Новые земства должны были заложить основы парламентаризма в России. Но этого не случилось. Альтернативой земствам стали быстро набравшие после Февральской революции силу Советы депутатов. Владимирская губерния стала родиной первого Совета, возникшего во время революционных событий 1905 года в крупном промышленном центре - г. Иваново-Вознесенске. В 1917 году первый в губернии Совет рабочих депутатов возник вновь там же, в Иваново-Вознесенске.
Приблизительно в те же сроки начался процесс объединения Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В объединенном губернском Совете насчитывалось 62 депутата и 27 кооптированных членов Совета. В состав Исполкома Владимирского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов было избрано 15 человек.

В 1917 году земства и Советы Владимирской губернии вели вполне мирное сосуществование. Однако уже в январе-феврале 1918 года были приняты решения о ликвидации земств и замене их Советами.
         В 1917-1929 годы – губернский, а в 1944-1993 годы – областной Совет депутатов трудящихся (с 1978 года – Совет народных депутатов) содействовал плановому развитию экономики и социальной сферы региона.
В 1929 году Владимирская губерния была расформирована. Почти две трети территории области вошло в состав Ивановской промышленной области, другая треть в разной пропорции была распределена по другим областям: Московской, Ярославской, Нижегородской, Рязанской. Претерпела изменения структура властного представительства населения прежней губернии.

Воссоздана самостоятельная Владимирская область была в 1944 году. Ее территория оказалась на треть меньше ранее существовавшей Владимирской губернии.          

На этапе 1950-1980-х годов работа депутатов строилась на взаимодействии всех органов государственной и партийной власти. Сложились и соответствующие реальности пропорции представительства депутатов от трех основных социальных групп населения страны: рабочих, крестьян и интеллигенции.

Со временем качественно менялся образовательный уровень депутатов, их подход к возложенным на них общественным обязанностям. Все они являлись не только представителями конкретных населенных пунктов, но и отражали собой партийную и внепартийную среду общества, его профессиональный состав и общественные организации.  В состав последнего - 21-го созыва Владимирского областного Совета народных депутатов в 1990 г. вошли депутаты, избранные в 200 округах Владимирской области. 

После роспуска Съезда народных депутатов России, а затем в 1993 году и Верховного Совета Российской Федерации завершилась и  деятельность Советов на местах. Постановлением нового главы администрации Владимирской области от 12 октября 1993 года деятельность областного Совета народных депутатов была прекращена.

В марте 1994 года она сменилась деятельностью нового представительного органа – Законодательного Собрания Владимирской области.

Новый  парламентский орган власти Владимирской области был создан на основании Указов Президента РФ от 22.10.93 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» и от 27.10.93 «Об утверждении Основных положений о выборах в представительные органы власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа», а также Постановления обладминистрации «Об избрании представительного органа власти Владимирской области». Представительный орган был первоначально назван областной Думой.

Выборы в областную Думу 1-го созыва состоялись 27 марта 1994 года. Было избрано 20 депутатов, срок полномочий которых определен в 2 года - до декабря 1996 г. Избранный депутатский корпус был представлен в составе работников социальной сферы (6 человек), руководителей промышленных предприятий (6),  представителей правоохранительных органов (1), исполнительных органов власти (6), ИТР (1). Особенностью областной Думы 1-го созыва была работа в ее  составе представителей исполнительной ветви власти: 4 главы администрации (г. Кольчугино, г. Муром, г. Вязники, Гусь-Хрустальный р-н) и 2 заместителя главы администрации области. Первое пленарное заседание представительного органа власти области состоялось 11 апреля 1994 г. На нем было принято решение о новом наименовании представительного органа области, избраны председатель и его заместитель, образованы постоянно действующие комитеты. С этого момента высший представительный орган власти области стал называться Законодательным Собранием Владимирской области. Председателем был избран Николай Владимирович Виноградов. Первому созыву ЗС пришлось с нуля нарабатывать законодательную базу по представительным органам местного самоуправления. При значительной поддержке ЗС шел процесс разработки и принятия уставов муниципальных образований региона. Началась работа над проектом Устава Владимирской области.

Выборы в Законодательное Собрание 2-го созыва состоялись 8 декабря 1996 года. Депутаты избирались уже на 4 года. Председателем ЗС стал Виталий Яковлевич Котов. Теперь в состав депутатского корпуса вошли руководители областных предприятий, больниц, учебных учреждений, правоохранительных органов и даже печатных изданий. Депутатами второго созыва был принят закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Владимирской области», образована Счетная палата. Второму созыву пришлось работать над новым бюджетом в условиях, когда осталось всего два города-донора: Владимир и Муром, когда областной пенсионный фонд на 60% дотировался из федеральной казны и задержки с выплатой пенсий превышали три недели, а детские пособия не выплачивались более двух лет.

Законодательное Собрание 3-го созыва проработало с декабря 2000 г. по март 2005 г. Народных избранников было 37, они работали под руководством Анатолия Владимировича Боброва. Он же руководил и 4-ым созывом Законодательного Собрания. Важнейшим результатом деятельности Законодательного Собрания третьего созыва стало принятие Устава –   Основного Закона Владимирской области. В соответствии с Уставом были приняты основные документы, регламентирующие деятельность Законодательного Собрания, Губернатора и администрации области. Согласно Уставу Владимирской области в его составе было уже на одного депутата больше – 38. 19 из них избирались по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, а 19 - по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ.

Действующий в настоящее время депутатский корпус Законодательного Собрания 5-го созыва состоит из 38 депутатов. 19 депутатов избраны по одномандатным округам,  19 по спискам политических партий. В Законодательном Собрании сформированы две фракции: «Единая Россия» и КПРФ. На постоянной профессиональной основе свои полномочия осуществляют 10 депутатов. В состав действующего представительного органа власти области входит большое число предпринимателей. Председателем Законодательного Собрания Владимирской области 5-ого созыва на первом заседании парламента 18 марта 2009 года избран член партии «Единая Россия» Киселёв Владимир Николаевич. В центре внимания депутатов пятого созыва – самые насущные вопросы жизни области: развитие экономики, социальной сферы, состояние жилищно-коммунального хозяйства, поддержка здравоохранения, образования, культуры. Принимаются законы, направленные на повышение инвестиционной привлекательности региона,  развитие малого бизнеса. Работа Законодательного Собрания 5-го созыва основана на принципах коллективного, свободного обсуждения и многопартийности. Мнение каждого народного избранника не остается без внимания и учитывается при принятии областных законов.

         Каждый новый состав Законодательного Собрания – это новый этап развития законотворчества, и с каждым новым этапом растет компетентность и профессионализм депутатов.
Законодательное Собрание Владимирской области
Адрес: 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, 21.

Главная страница   Карта сайта   Контактная информация   Добавить в Избранное