Пресс-служба
Контрактные закупки: проблемы в законе или в его применении?
06 марта
В Законодательном Собрании прошли депутатские слушания по вопросам правоприменительной практики 44 федерального закона, регламентирующего проведение всех государственных и муниципальных закупок. Поводом организовать дискуссию стали как предстоящие изменения в законодательство, так и проблемы с исполнением действующего.
44 федеральный закон был принят в апреле 2013 года. Вот уже 8 лет именно им руководствуются, проводя все закупки для школ и больниц, заключая контракты на ремонт дорог и строительство ФАПов. Документ разрабатывался для того, чтобы минимизировать бюджетные расходы, избежать монополии, предотвратить коррупцию. На практике оказалось, что дешевле – не всегда лучше, да и от злоупотреблений 100% страховку закон не дает. Специалисты, непосредственно работающие в области госсакупок, неоднократно отмечали, что требуются серьезные корректировки: совершенствование механизмов, большее внимание к качеству, упрощение и оптимизация некоторых процедур. Эти замечания и нашли отражение в проекте изменений в федеральное законодательство, которые сейчас активно обсуждаются в регионах.
«Предстоящие изменения – довольно масштабные. Они учитывают те нюансы, которые выявила практика, и направлены, главным образом, на упрощение всей системы для предпринимателей. Важно, что после приятия этих изменений некоторое время – минимум год – закон будет действовать именно в таком виде, никаких других новшеств в него вноситься не будет. Это правильно, потому что постоянная смена «правил игры» – в 2020 году в 44 ФЗ двенадцать раз вносились точечные поправки – приводит к неразберихе, неизбежным ошибкам, нарушениям», - пояснил вице-спикер ЗС и модератор встречи Дмитрий Рожков.
Однако тема депутатских слушаний не ограничивалась только анализом готовящихся изменений в закон. Участники обсуждали проблемы правоприменения. Часть из них не имеет отношения к несовершенствам самого закона и вполне решаема на областном уровне. Одну из них обнажила история с дополнительной «дорожной» субсидией муниципалитетам.
По настоянию депутатов в пользу территорий было распределено более 1 млрд руб. Это деньги на ремонт дорог местного значения. Но воспользоваться ими оказалось не так-то просто. Согласно распоряжению администрации, в случаях, когда речь идет о субсидии свыше 1 млн руб., закупки проводятся централизовано – через департамент имущественных и земельных отношений (ДИЗО). Из-за слишком большой нагрузки на одну структуру сроки срываются (до 1 февраля должны были быть заключены соглашения, а до 1 марта проведены торги – этого не произошло). Под угрозой – сами ремонтные работы, которых на местах очень ждут. В Законодательное Собрание поступают соответствующе обращения от глав районных администраций. Предложение от территорий сформулировал представитель Ассоциации муниципальных образований Владимирской области Олег Леухин: поднять либо вовсе отменить порог, при котором районные власти сами могут провести торги на деньги выделенной им областной субсидии.
Говоря о проблемах с госзакупками, речь зашла о здравоохранении. Это ожидаемо: у всех на слуху недавние коррупционные скандалы с приобретением аппаратов ИВЛ, томографа и другого оснащения для ОКБ, серверного оборудования для МИАЦ. На необходимости усиления контроля как со стороны профильного департамента, так и в целом администрации области акцентировал внимание председатель «социального» комитета ЗС Сергей Бирюков. Тема тем более актуальна в свете нынешних серьезных сложностей с закупками лекарств для льготников. Депутат призвал уделить этому вопросу самое пристальное внимание, проанализировать причины неучастия поставщиков в торгах и приложить все силы для того, чтобы в самые короткие сроки все-таки обеспечить людей необходимыми медикаментами.
к списку
|