адрес: 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, 21
факс: (4922) 36-16-32
zsvo@zsvo.ru

Пресс-служба
Максим Васенин: От преодоления кризиса к развитию 


18 января


ОТ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР К РАЗВИТИЮ И МОДЕРНИЗАЦИИ


На последнем в 2010 году очередном Заседании Законодательного Собрания Владимирской области депутаты утвердили во втором чтении проект регионального бюджета на 2011-2013 годы. Об особенностях нашего главного финансового документа «Аргументам недели» рассказал председатель бюджетного комитета областного парламента Максим Васенин.

Складывается впечатление, что бюджет каждый год просто копируется со своего предшественника – пропорционально увеличиваясь либо сокращаясь в зависимости от состояния экономики и государственных финансов. Насколько верно это впечатление?

Оно обманчиво. Но я понимаю, из-за чего оно возникает. Бюджетный процесс – достаточно консервативная вещь, главный финансовый документ не может претерпевать год от года радикальные изменения. Но все-таки, рассматриваемый нами бюджет имеет существенные отличия от своего предшественника. Так, благодаря постепенному преодолению последствий кризиса расширяется горизонт прогнозирования. В связи с этим мы возвращаемся к бюджетному планированию на 3 года вперед, как это было до кризиса.

Однако последствия кризиса все же еще достаточно ощутимы в повседневной жизни…

И на бюджет это не могло не наложить отпечаток. Он верстался в условиях преодоления последствий кризиса и в целом получился достаточно напряжённым. В соответствии с курсом федеральных властей на сокращение бюджетного дефицита дотации из федерального бюджета в 2011 году сократятся на полмиллиарда рублей – с 3,9 до 3,4 млрд руб. Одним из объективных последствий этого является низкая доля инвестиционных затрат областного бюджета (всего лишь около 5%), а основная часть расходов идет на финансирование текущих затрат. Уменьшение федеральных дотаций связано с тем, что Владимирская область развивается более высокими темпами, чем в среднем по стране. Мы с каждым годом становимся все более самодостаточными по сравнению с другими регионами. Кроме того, начиная с 2011 года акцент бюджетных расходов будет переноситься с антикризисных мероприятий на мероприятия по развитию и модернизации. Если бюджеты 2009 и 2010 годов условно называли «антикризисными», то бюджеты 2011 и 2012 годов можно назвать «посткризисными».

Пришлось ли в связи с этим пойти на урезание каких-либо статей бюджета?

Если говорить о том, что волнует людей в наибольшей степени, – о социальных статьях, то могу ответственно заявить следующее: все ранее взятые социальные обязательства, в первую очередь перед населением, несмотря на ограниченные бюджетные возможности, мы сохраняем в полном объёме. Это социальные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, многодетным семьям, региональные выплаты при рождении детей, ежемесячные детские пособия. Это также компенсация расходов на оплату услуг ЖКХ и лекарственное обеспечение региональных льготников. Это субсидия на оплату коммунальных счетов тем нашим гражданам, чьи расходы на эти цели превышают 22% от семейного бюджета. Это обеспечение равной транспортной доступности (социальный проездной) и ещё несколько десятков статей расходов. Именно поэтому мы называем областной бюджет социально ориентированным – порядка 60% всех бюджетных расходов относятся к отраслям социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, социальная защита населения, спорт). Это наш долгосрочный приоритет на протяжении всех последних лет.

Ценой такого решения стал дефицит бюджета. Вы считаете это оправданным?

Да, вне всяких сомнений. Дефицит бюджета большой, предельно допустимый, но всё же в установленных бюджетным кодексом рамках (15% собственных налоговых и неналоговых доходов). Мы можем сейчас такое себе позволить благодаря взвешенной бюджетной политике в докризисные годы – областной бюджет до 2010 года практически не имел долговой нагрузки, был сформирован достаточный запас оборотных средств (если угодно, небольшой «жирок»), благодаря которому мы относительно безболезненно преодолели «дно кризиса».

Как будет покрываться дефицит?

Во-первых, за счет остатков оборотных средств, сформированных в предыдущие годы. Но, главным образом, за счет заёмных средств, в том числе и за счет бюджетных кредитов, и за счет кредитов в коммерческих банках.

Заимствования на покрытие бюджетного дефицита начались еще в прошлом году. А когда надо будет погашать кредиты?

Первые средства придётся отдавать примерно через два года. Расчёты основаны на благоприятном прогнозе преодоления последствий кризиса и сохранения роста экономики региона, которые мы наблюдаем сейчас. Президент ставит задачу постепенного сокращения бюджетного дефицита, мы обязаны её выполнить.

Заложены ли в бюджет области расходы на предстоящее в 2011 году повышение зарплат бюджетников?

Да. Необходимые средства для повышения зарплат работников бюджетной сферы, милиции общественной безопасности на 6,5% соответственно с июня и с апреля 2011 года предусмотрены в бюджете. Замечу кстати, что повышение зарплат чиновников на 2011 год не планируется. Зарплата чиновников, так же, как и наша, депутатская, не повышается с 2008 года.

Коснутся ли бюджетные ограничения строительства социально значимых объектов?

Конечно, хотелось бы профинансировать большее количество объектов. Приходится ограничивать этот список. Но на завершение строительства школ в Лакинске и Кольчугино, а также на сооружение физкультурно-оздоровительного комплекса в Юрьев-Польском деньги в бюджете предусмотрены.

С 2011 года значительный акцент будет сделан на модернизацию системы здравоохранения и развитие физкультуры и спорта. Всего на эти цели из областного бюджета в течение трёх лет будет потрачено более 700 млн руб., что позволит привлечь из федерального бюджета на условиях софинансирования до пяти миллиардов рублей. На эти средства будет построено или реконструировано около 20 спортивных объектов по всей области, а также существенно модернизирована материальная база нашего здравоохранения, в первую очередь по таким направлениям, как кардиология, онкология, эндоскопическая хирургия, гемодиализ, а также реабилитация больных с сосудистыми заболеваниями.

А что будет с финансированием дорожного хозяйства?


Первой из приоритетных задач 2011 года является окончание строительства 2-й очереди обхода Мурома. На эти цели из федерального и областного бюджетов в течение 2011 года предполагается выделить около 400 миллионов рублей (часть зарезервированных средств еще не распределена из федерального бюджета). На уровне не ниже 2010 года предусмотрены расходы на содержание и ремонт областных автомобильных дорог. Областной центр получит дополнительно 260 мл руб. на продолжение капитального ремонта внутриквартальных дорог и дворов.

Как известно, федеральный Фонд реформирования ЖКХ в 2011 завершает программу капитального ремонта жилья. Мы на что-то от него ещё можем рассчитывать?

В следующем году предполагается перераспределение средств фонда из тех регионов, которые не смогли их освоить в полном объёме в пользу «успевающих», в число которых входит и Владимирская область. Так как законом предусмотрено софинансирование из регионального бюджета, в нём зарезервированы средства – мы готовы вновь включиться в эту работу. Кроме того, более 400 млн руб. поступит из Фонда реформирования ЖКХ на расселение аварийного и ветхого жилья.

Предусмотрены ли в бюджете расходы на модернизацию экономики?

Да, в 2011 году впервые появится новая статья расходов – на поддержку инновационных проектов будет израсходовано не менее 20 млн рублей.

Просчитаны ли последствия повышения в 2011 году начислений на фонд зарплаты в социальные фонды?

Разумеется, эти последствия для областного бюджета нельзя назвать благоприятными. Во-первых, вырастет налоговая нагрузка на бюджетные учреждения – как минимум, на 600 млн руб. в масштабах области. Во-вторых, в секторе реальной экономики снизится прибыль, что приведет к уменьшению поступления налога на прибыль, важнейшего для областного бюджета. Однако уменьшения поступления НДФЛ, как предсказывают некоторые, мы надеемся, не произойдет. Для минимизации последствий планируется активизировать работу по повышению эффективности бюджетных расходов. Законом о бюджете зарезервирована часть средств, которые будут предоставляться распорядителям только при условии разработки соответствующих программ сокращения неэффективных расходов. А в качестве дополнительной мотивации предложено сохранять отраслевую принадлежность сэкономленных таким образом средств и направлять их на модернизационные мероприятия и затраты капитального характера (строительство новых объектов, приобретение оборудования и т.п.).

Сколько поправок внесено депутатами ко второму чтению бюджета?

Внесено двадцать поправок. Все они самым внимательным образом рассмотрены. Шестнадцать из них были приняты Законодательным Собранием при утверждении бюджета во втором чтении.


Вопросы: Григорий БЕЛОВ.




к списку
Законодательное Собрание Владимирской области
Адрес: 600000, г. Владимир, Октябрьский проспект, 21.

Главная страница   Карта сайта   Контактная информация   Добавить в Избранное